Приветствую Вас, Ранги пользователей

Три версии названия челябинского Парижа
На юге Челябинской области расположились уникальные села, которые носят имена европейских городов: 



Париж,



Кассель, Лейпциг, Арси, Берлин, Фершампенуаз. Эти названия возникли в 40-х годах XIX века в память о великих сражениях и победах российской армии в Италии, Германии и Франции в 1799 и 1813—1814гг., когда по указу Николая I по юго-восточному рубежу Российской империи стали создаваться казачьи крепости-поселения. Названия поселениям давали казаки-нагайбаки, составляющие в то время в российской армии отдельный полк. Старинное село Париж находится на юго-восточной границе Нагайбакского района Челябинской области, в 30 км от районного центра Фершампенуаз, в 100 км от города Магнитогорска, в 370 км от областного центра Челябинска. До сопредельного Казахстана - часа полтора на машине, до Москвы - два с половиной на самолете. В 1734-35 годах Оренбургскую губернию всколыхнули башкирско-татарские восстания против российского императорского престола. Кряшены (так назывались крещеные еще во времена Ивана Грозного татары), населяющие часть территории Уфимского уезда, к восстанию не присоединились.



Может быть, способствовал этому их миролюбивый нрав, или православная вера здешних кряшен, живущих в окружении киргиз-кайсаков и башкир – неизвестно. Но со стороны царского правительства этот случай не замеченным не остался. В 1736 году императрицей Анной Иоанновной за верность правительству кряшены были освобождены от уплаты ясака в казны, получили в собственность земли и обращены в казачье сословие. Им пришлось переселяться в новые места, нести воинскую обязанность, за свой счёт обеспечивать себя оружием и амуницией. На месте башкирского поселения Нагайбак была основана крепость Нагайбакская. Первым воеводою стал Василий Иванович Суворов (отец А.Суворова), уступивший в 1745 году место первому атаману нагайбакских казаков А.Ермекину.
Кряшены-нагайбаки доблестно несли воинскую службу на новых местах, постоянно проявляли величайшую воинскую доблесть во всех войнах, где нагайбакская конница участвовала на стороне России. В 1812 году казаки Нагайбакской станицы под командованием атамана Серебрякова вступили в состав российской армии для борьбы с французскими войсками. В Отечественной войне 1812-1814 гг. приняли участие 332 казака-нагайбака, которые отличились во всех крупных сражениях с французами, как на территории России, так и в заграничном походе нашей армии: в сражениях за Берлин; Кассель; под городом Лейпцигом, вошедшим в историю как “Битва народов”; в марте 1814 года казаки бились при Арси-сюр-Об, Фершампенуазе-на Марне, за Париж и проявили себя храбрыми и преданными Отечеству воинами. В XVIII-XIX веках Оренбургский край не знал покоя: башкиры нападали на киргиз-кайсаков, они - на башкир, калмыки - на тех и других, и продолжалось это все на протяжении ста лет.
Для установления мира было решено враждующие между собой народы разделить широкой полосой казачьих поселений. Для этого проложили новую сторожевую линию от Троицка до Орска протяженностью более 400 верст. Весь новолинейный район вошел в состав Оренбургского казачьего войска. Дома, построенные в 1842 году Весной 1842 года по приказу Николая I казаки-кряшены (нагайбаки) с семьями из Бакалинской и Нагайбакской станиц,



погрузив свои пожитки на подводы за установленные 24 часа, длинными обозами пустились в долгий путь, пересекли Уральский хребет и оказались на новолинейных землях (юг современной Челябинской области). Каждая переселенная семья получила для постройки дома от 50 до 75 стволов строевого леса. На каждую мужскую душу нарезалось до 30 десятин земли. Переселение было обязательным, а кто сопротивлялся, к тому применялись строгие меры наказания, особо строго наказывали бунтарей.



Нагайбаки были переселены 23 февраля 1842 года указом царствующей династии в количестве 1250 семей. Первоначально эти новолинейные казачьи поселения стали обозначаться номерами (пост №1, 2, 3 и т.д.). По ходатайству генерал-губернатора Оренбургского края П.Сухтелена царским правительством новолинейным постам, крепостям и станицам были присвоены названия, связанные с победами российской армии во Франции и Германии: Париж, Кассель, Фер-Шампенуаз и др.
Парижем назвали казачье поселение - пост № 4 - только год спустя, после расквартирования на берегу реки Кызыл-Чилик. Название села происходит от столицы Франции Парижа и дано в честь победы казаков-нагайбаков атамана Платова, завершивших Отечественную войну с Наполеоном в 1814 году во французской столице. Но первоначально слишком велика была боль разлуки с родиной у переселенцев, и, в память о родном крае, они неофициально приставили к “заграничным” поселениям названия своих деревень. Самое большое село - Париж - назвали “Яна аул”, что в переводе с татарского означает “Новая деревня”. Вместе с нагайбаками в Париже были поселены и русские казаки, и крещеные калмыки. Население казачьих поселков занималось сельскохозяйственным трудом и проходило службу в составе Оренбургского казачьего войска. Позже после замирения башкир казаки следили за казахской степью. Нагайбакские казаки были ревностные служилые люди, крепко держали присягу. Когда казак нёс службу, на женщин ложилась вся крестьянская работа — казачка сеет и жнёт хлеб, убирает сено, ухаживает за скотом В селе нагайбаки жили своей общиной, где сильно была развита взаимопомощь: если у кого сгорел дом — ставили новый всей общиной, пал скот — давали молодняк из общины, нет строевого коня - казака снаряжала община. В общине имелись общественные амбары, куда засыпался хлеб на случай неурожая, там же был общественный семенной фонд. Амбары никто не охранял, по никто и не трогал. Эти амбары сохранились до времён коллективизации, когда их опустошили отряды продразверстки. В общину не допускались другие народности, ни русские, ни татары-мусульмане. Все вопросы решались в казачьем кругу или атаманом. В годы первой мировой войны казаки отправились воевать, многие из них вернулись с полей сражений георгиевскими кавалерами,



некоторые с несколькими Георгиевскими крестами. А далее история села стала меняться на фоне общей истории страны. Особое место в ней занимает период революции и гражданской войны. Октябрьскую революцию нагайбакские казаки восприняли по-разному. Она поделила казаков на «белых» и «красных», началась братоубийственная война. Более состоятельных казаков привлек в свою сторону атаман А.Дутов. А вот сыновья Верхне-Уральского атамана Каширина Николай и Иван вместе с будущим маршалом СССР В.Блюхером организовали партизанский отряд из бедных казаков. Эти две силы столкнулись на территории Нагайбакского района, 25 километров степей превратились в огромное поле боя. Армия Блюхера одержала победу над войском Дутова и вытеснила его в Тургайские степи, откуда побежденные казаки, оставшиеся верными Дутову, уходили вместе с ним через пески Прибалхашья в Китай. Штаб В. Блюхера целую неделю располагался в одном из домов села Париж (будущий музей села). С крыльца музейного дома товарищ Блюхер агитировал парижан за советскую власть. Здесь же новообращенным селянам раздали 30 тысяч рублей и 24 лошади в придачу это якобы являлось главным доводом в пользу красных.



Реальные события времен гражданской войны, происходящие в селе легли в основу рассказа Сергея Маркова «Подсолнухи в Париже», именно об этом Париже идет речь в рассказе, здесь разворачивается основное действие. С конца 1917 года советское правительство начало проводить активную политику «расказачивания» и унификации всех казачьих территорий в рамках РСФСР. С установлением Советской власти казаки опять зажили мирной жизнью, работая в своих хозяйствах, выращивали хлеб, разводили скот. Работы хватало всем — и старому и малому, в семьях трудились все от зари до зари, бывало, что хлеб жали даже ночью при лунном свете. Не остался в стороне и период коллективизации: на базе Парижа был организован колхоз, в последствии совхоз «Астафьевский». С наступлением 1930 власти начали активную пропаганду объединения крестьянских хозяйств в колхозы. Крестьяне не особенно хотели объединяться — в каждой семье был свой, установившийся веками, уклад жизни. Объединение провели насильно. Обобществлению подлежало всё — лошади, быки, коровы, мелкий скот, птица, сельхозинвентарь, семенной фонд. Бесследно не прошли и годы Великой Отечественной войны. Большая часть мужского населения ушла на фронт. Также как их предки в свое время, героически сражались за Победу доблестные воины-нагайбаки. Большинство жителей села— нагайбаки или кряшены-нагайбаки. Нагайбаки - уникальная народность именно Челябинской области. Они - одна из всего лишь двух тюркских народностей России, исповедующих христианство. Нагайбакские казаки – редкая этнографическая группа крещеных татар. До Всесоюзной переписи населения 1926 года нагайбаки официально считались малым народом, имеющим свой, родственный с татарским язык. Однако впоследствии нагайбаков просто записали в татары, и возвратить статус самостоятельной нации им удалось только в наши дни. В начале своей истории, нагайбаки были просто крестьянами. Выделением в особую этническую группу они обязаны крещением в православную веру. Нагайбаки – потомки выходцев из Ногайской орды, живших на Арской заставе в Казани и ассимилировавшихся с местными татарами. После взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1571 году арских татар крестили и переселили на территорию современной Башкирии. Однако часть осталась на родине, и сейчас у нагайбаков есть родственная этническая группа православных татар – кряшены. Затем было, описанное выше, переселение для охраны сложных южных рубежей России. Скитания народа, не могли не оставить следа в национальном сознании, исторической памяти и культуре нагайбаков. Людям приходилось бросать дома и земли, на которых жили поколения их предков. Переселялись же они в необжитые степи, на границы государства, полные врагов. Но трудности сплачивали, а враждебное окружение не позволяло ассимилироваться этносу с народами-иноверцами, мусульманами по вероисповеданию. Благодаря православной вере и службе в казачьих войсках вместе с русскими нагайбаки многое переняли из русской культуры, что теснейшим образом переплелось с обычаями их предков — казанских и ногайских татар. С тех пор у местных нагайбаков трудолюбивый и гордый нрав, который здесь даже в ударении любят подчеркивать («с ПарижА», «в ПарижЕ» и т.д. - с ударением на последний слог) и иного произношения не признают. Численность нагайбаков постоянно растет: 1719 год —1,5 тысячи, 1744 год —1,8; 1762 год —2,7; 1833 год —5,5; 1857 год — 6,8; 1897 год — 8,7; 1920 год — 8,9 тысячи человек Постановление ВЦИК от 1920 года ликвидировавшее казачество как сословие, сделало их снова простыми крестьянами. Несмотря на русские имена и фамилии нагайбаки сохранили свой язык и культуру, хорошо знают и уважают свою историю. Решение о реабилитации их самоназвания было принято Российским правительством в декабре 1995 года по многочисленным просьбам населения и ходатайству администрации района и области. После чего эта народность получила право на запись в паспорте в строчке "национальность": нагайбак. Нагайбаки участвовали практически во всех войнах и конфликтах, в которые была вовлечена Россия – начиная с XVII века (заканчивая афганской и чеченской кампаниями). Это отразилось и на гербе Нагайбакского района.



На синем фоне – меч, поддерживаемый двумя колосьями, что символизирует военное прошлое и мирное аграрное настоящее народа. Сегодня Париж - административное образование. В состав входят 4 населенных пункта: с. Париж, с. Лебединое, п. Кужебаевский, п. Ново- Черниговка. Сам Париж представляет собой типичное российское село с деревенским бытом, каких много по всей России, это одно из крупных новолинейных поселений, с правильной улично-квартальной планировкой: деревня была укрепленным казачьим поселением и выполняла оборонительную миссию, поэтому улицы строились строго перпендикулярно друг к другу. От старинного облика села только и уцелела эта строгая улично-квартальная планировка. Все старые названия улиц в советский период были изменены. Оставили только центральную улицу – Форштадт, что в переводе с немецкого значит «окраина». В Париже около 800 домов, 11 улиц. Протяженность самой длинной улицы составляет 3 км.



Большинство домов – частные, одноэтажные, в центре - несколько двухэтажек времён хрущёвского периода. В селе есть Дом культуры, библиотека, участковая больница, средняя школа имени Василия Блюхера (портрет Василия Блюхера до сих пор висит парижской школе). Местное население – нагайбаки – с детства говорит на двух языках, родном нагайбакском и русском. Кроме этих двух национальностей село в данный момент времени населяет большое количество казахов (сказалась близость к Казахстану). В советские годы население поселка насчитывало до 4 тысяч человек, а теперь всего 2 тысячи. Если раньше за год в Париже играли до 50 свадеб, то теперь этот показатель едва дотягивает до полутора десятков. Молодежь старается уехать из родного села, но все-таки юные парижане рождаются (по 25-30 малышей в год), чтобы в будущем прославить свою Родину не меньше французского тезки. 12 лет назад начали возрождать казачество,



выбрали принародно на общем казачьем собрании атамана - самого настоящего, со всеми атрибутами - атаман Верхнеуральского казачьего отдела, войсковой старшина Александр Егоров. Так как совхоз «Астафьевский» толком не работает, то казаки организовали собственное крестьянское товарищество, выращивают лошадей, сеют рожь. Основным видом транспорта в селе являются велосипед и лошадь, хотя многие особо трудолюбивые жители владеют и современными добротными автомобилями.
Опубликовано "Культурно историческое наследие села" 
http://nasledie-sela.ru/places/CHE/1271/9530/ 
В знаменитое село скоро приедет тысяча иностранцев, но они не узнают, кто дал этому населенному пункту такое громкое именование «ШАНЕЛЬЮ» ЗДЕСЬ НЕ ПАХНЕТ

Дело в том, что в мире есть два Парижа — столица Франции и Париж — село на отшибе Челябинской области. О, том, что в Париже по утрам поют петухи, я писал лет 30 назад одной из центральных газет. Кто только из журналистов тогда не обыгрывал эту тему! А что, прикольно! Например, писали про девушку, секретаря комсомольской организации Парижа (как сельскохозяйственная единица — совхоз «Астафьевский»), что преподавала в школе французский язык. Или про доярку, которая стала депутатом — «Депутат Парижа». Обыгрывали в заголовках парижских баранов («Бараны Парижа — самые упрямые в мире»), парижский мед («В Париже не жизнь, а мед»), и так далее, и тому подобное. В Челябинской области гордились (и гордятся!) — у нас, мол, свой Париж, хоть и без Монмартра. А потом уральцы и вовсе удивили страну, поставив в центре Парижа копию Эйфелевой башни. Как говорится, мы хоть не «Шанелью» пятый номер, а «тройным» на праздники освежаемся, и устриц по праздникам (а уже тем более лягушек!), не едим, но свою марку держать умеем! 
ИНОСТРАННЫЕ» ПОСЕЛЕНИЯ ПОЯВИЛИСЬ ЧЕРЕЗ 30 ЛЕТ ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Уральский Париж сейчас знают все. А вот историю этого Парижа знают плохо. И многие события трактуют неверно. Вот, например, как-то на одном из центральных каналов прошел цикл передач «Опорный край державы». Леонид Парфенов (очень уважаемый мною журналист) с подачи одного из уральских краеведов поведал стране историю о том, как на Урале появились поселки с названиями европейских городов — Париж, Варна, Берлин, Кассель, Варшава, Порт-Артур и так далее, всего более 30 населенных пунктов. Мол, эти названия дали поселкам казаки-нагайбаки в честь своих побед, когда в 1814 году вернулись из заграничного похода (интересно, а Порт-Артур здесь причем?). Спросите любого человека, и он тоже подтвердит эту версию. На самом же деле, все это — чушь полная! Ну, представьте себе неграмотного казака-нагайбака, который, вернувшись из Франции, стряхнул пыль с сапог, выпил чарку, вытер рукавом усы и сказал: — Отныне, месье и мадам, сей населенный пункт будет именоваться в честь французской коммуны Фер-Шампенуаз! Для того, чтобы было проще, можно писать слитно — Фершампенуаз. Грамотные есть? Фершампенуаз (в просторечии его до сих пор называют Фершанкой!), произнеси трудно, но можно. А как вам название Арс-сюр-Об? Каково это неграмотному крестьянину произнести? (Впрочем, от названия осталась только первая часть — Арси). С какого, как говориться, перепоя, начали казачки по-французски между собой перетирать? Не было этого. Как не было в то время и самых поселков. Фершампенуаз появился в 1843 году, как и Париж, через 30 лет после окончания Отечественной войны 1812 года. В ту пору ветераны войны с Бонапартом поди уж вымерли!
НАГАЙБАКОВ НЕ БИЛИ НАГАЙКАМИ
Откуда, кстати сказать, взялись сами нагайбаки? По этому поводу тоже ходит много слухов. При Иване Грозном жили они где-то возле Казани, а потом перебрались ближе к Уфе. По одной из версий слово «нагайбак» переводится как «Стоянка ногайской орды». А ногайцы кочевали от Кавказадо самой Перми. По всему, видимо, нагайбаки имели ногайские и татарские корни. Но, как рассказывал мне один дедушка-краевед, постепенно мешались с тептярями, бухарцами, армянами, персами, аравитянами — всего, мол, течет в нагайбакских жилах кровь девяти национальностей! Сами нагайбаки себя татарами не считали, хотя и числились ими по паспорту. Они — народ самостоятельный! Даже в советские времена в Париже говорили:
— Я не татарин, я нагайбак. Таки запишите!
А что с верой? Чтобы облегчить свою жизнь и показать лояльность русским царям, некоторые татарские мурзы-мусульмане стали менять веру. За ними постепенно последовало и простонародье. С тех пор крещеных татар стали называть кряшенами. Приняли христианство и нагайбаки. Дело это было добровольное, но «знатоки» истории говорили, что слово «нагайбак» произошло от того, что их нагайками в христианство загоняли.
Опять чушь! Нагайбаки вели себя смирно и, в отличие от своих соседей, не бунтовали, за что в 1736 году императрица Анна Иоанновна пожаловала им статус казачества и освободила от выплаты ясака. (Кстати, первым наказным атаманом нагайбаков был Василий Иванович Суворов — отец будущего российского генералиссимуса). В 30-40-е годы XIX века башкиры и киргиз-кайсаки постоянно делали набеги друг на друга, и государю-императору Николаю I это весьма не нравилось! В 1842 году он издал указ построить на границе сеть крепостей, которые повелел заселить казаками-нагайбаками. Нагайбакам дали на сборы одни сутки, и велели перебраться за Уральский хребет, что они и сделали. Первоначально поселения нагайбаков назывались участками (Париж, например, был участком N4), но сами казаки дали им другие имена.
Здесь тоже есть противоречия. По одним данным, Париж назывался Балыклы, а по другим — Яна Ул. Тут уж не знаю, кому верить! 
КТО ЖЕ ДАЛ ИМЯ УРАЛЬСКОМУ ПАРИЖУ? В истории этих уральских населенных пунктов есть еще одна существенная неточность. В некоторых источниках указывается, что идея присвоить поселкам зарубежные имена принадлежит Оренбургскому губернатору генерал-лейтенанту Сухтелену. Но в это время Павел Петрович уже 10 лет, как упокоился. Переименование произошло в бытность Оренбургского губернатора Владимира Афанаьевича Обручева, который подписал по сему поводу особое «положение». А вот кто был автором идеи? Загадка! Но кому конкретно пришла в голову эта веселая мысль, до сих пор неизвестно. В наше время названия поселков несколько упростились и изменились. Арс-сюр-Об превратился просто в Арси, Сухтеленка — в Сухтелинку, а Варшавский (Карталинский район) — в Варшавку. Что касается Парижа, то за последние годы его население значительно уменьшилось. Многие хозяйства развалились. Народ начал искать более счастливой доли и стал стремительно разбегаться. Куда? В Магнитогорск, да на вахту — на север. Ну, не в Париж же!
ИСТОЧНИК KP.RU https://www.chel.kp.ru/daily/26960.7/4014204/

Категория: ВЕХИ СОБЫТИЙ | Добавил: Админ (19.11.2019)
Просмотров: 491 | Комментарии: 1 | Теги: париж, Нагайбаки
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Анонимно • 21:14, 29.02.2020
Несколько слов о Нагайбаке Асанове. Он был башкирским старшиной Юрмийской волости и проживал в ауле Чалпы нынешнего Азнакаевского р-на РТ. Говоря о названии Нагайбацкой крепости, историк Петр Рычков в своей «Топографии Оренбургской губернии» писал: «Нагайбак или Нагайбацкая крепость, разстоянием от Оренбурга по Большой Московской дороге с 400, от Уфы 208, а от Мензелинска 64 версты. Звание происходит от жившего на сем месте башкирца, кой назывался Нагайбак, а юрт назывался по нем деревней Нагайбаковой. Оная крепость построена в 1736 г., по причине бывшего тогда башкирского замешания, в Башкирии Казанской дороги на реке Ику...» Однако, скорее всего, топоним Нагайбак происходит от другого Нагайбака: в документах под 1664 г. отмечается башкир «Икских волостей Минг- ской волости д. Нугаевой Нагайбак Аксанов». Так или иначе, в 1772 г. Нагайбак Асанов был рядовым башкиром команды старшины Беккени Яушева. Его сыновья Курменкей и Сальташ в 1816 г. служили старшинами в XII башкирском кантоне. Сам Нагайбак, несмотря на участие в Пугачевщине, в 1798 г. служил старшиной X башкирского кантона Бугульминского уезда. Следует сказать, что именно от казаков Нагайбакской крепости произошел этноним нагайбаков - небольшого тюркоязычного этноса, исповедующего православие.
15 января 1774 г. Нагайбак Асанов и ясачный татарин Аренкул Асеев атаковали Заинек: две тысяч конников и лыжников окружили крепость. Гарнизонные солдаты сделали два залпа из орудий, после чего сдались. 17 января к крепости подошел гусарский полк во главе с полковником Ю. Бибиковым. Гусары были встречены огнем артиллерии. Дорога была перекрыта рогатками. Тем не менее в состоявшемся сражении им удалось разгромить пугачевцев. Их гнали и рубили без пощады. Остатки отряда Нагайбака Асанова отступили к Мензелинску. Вскоре был освобожден и сам город. Отряды Караная Муратова, атамана Василия Торнова и их сподвижников, в том числе Нагайбака Асанова, сгруппировались у крепостей Бакалы и Нагайбак. 19 февраля 1774 г. 2 тыс. повстанцев, которыми руководили атаманы Илья Ульянов, Василий Торнов, башкирские полковники Каранай Муратов, Кыдрас Муллакаев, Каип Зиямбетов2, Нагайбак Асанов, Тойгузя Мамыков и др., атаковали захваченный царскими войсками Нагайбак. После ожесточенного боя крепость была взята, гарнизон захвачен в плен, с командира майора Перского с живого содрали кожу. После этого повстанцы долго стояли в юрмийском ауле Стерлитамак3. Это было последним успехом повстанцев Мензелинского повстанческого района.
avatar