Приветствую Вас, Ранги пользователей

ЛЕГЕНДА О КАРАНАИ-БАТЫРЕ И ЕГО БРАТЕ РЫСАЙ-БАТЫРЕ1
Барымта — набег с целью угона скота.
Абей-батша — так башкиры называли российских императриц.
Майдан — площадь, где проводились празднества, состязания.
Сукмар — палица.
Яйляу — летовка в условиях полукочевого скотоводческого хозяйства.
Зиндан — тюрьма.

Мы — потомки одного из родов племени бурзян. В стародавние времена наши предки обитали на Ирендыке. Владения их простирались от хребтов Урала до вод Яика. Благословленным был тот край. Прекрасна и щедра земля. Леса изобиловали зверем и птицей, чистые реки — рыбой. По привольным тучным лугам бродили несметные стада. В достатке и счастье жил народ. Промышлял охотой, рыбной ловлей, разводил бортевых пчел. За Яиком по соседству с башкирами жили казахские племена. Иногда между двумя народами возникали раздоры. Причиной тому была барымта. В остальном ничто не нарушало безмятежную жизнь башкир.
Но однажды все изменилось. Задумала Абей-батша построить на башкирских землях города и заводы. Прислала своих людей. Вдоль Яика выросли крепости. В них поселились казаки. Стали казаки захватывать наши лучшие пастбища и отбирать скот. Правительство принуждало башкир к разным казенным работам, обложило налогами.
От такой напасти не знали башкиры, куда деваться. Когда совсем не стало сил терпеть обиды и притеснения, наши предки покинули свои земли. Они ушли на запад. В долине Уршака близ Стерлибаша обрели они вторую родину. Так возник наш аул Ка- ранай.
Тогда во главе рода стояли два брата — Каранай и Рысай. Их так и называли в народе: Каранай-батыр и Рысай-батыр. На майданах они не знали себе равных в борьбе. В силе соперничали друг с другом. Говорят, Рысай был так велик, что голова его не пролезала в хомут. Редкий конь мог без устали носить на себе Караная, ибо весил он девять пудов. В годы войны служил ему могучий аргамак, серый жеребец.
Братья были заядлыми охотниками. Любили гон волков. Нагнав матерого волка поражали его ударом тяжелого сукмара. Оба отлично владели оружием. Караная за меткую стрельбу из лука называли мергеном.
Оба брата были хорошо образованы. Играли на курае. В колчане Караная, набитом стрелами, всегда находилось место для любимого инструмента. Говорят, о его приближении люди узнавали по звукам курая.
Перед войной братья жили раздельно. Яйляу Рысая-батыра находился на том месте, где ныне стоит чувашская деревня Тятер-баш. За деревней есть гора, которая до сих пор называется «Рысай соголы». Только местные жители уже не знают, почему она так называется. Рысай любил сидеть на ее вершине наедине в кураем. Между деревнями Каранай и Юмагужа лежит озеро Рысай-куле. Говорят, здесь находилась стоянка повстанцев. А в долине Уршака, недалеко от аула Каранай, находится еще одно памятное место — «Карак баскан». Там пленили многих наших джигитов.
Когда поднялось восстание, Каранай- батыр и Рысай-батыр отправились служить Пугачеву. Во многих местах сражался Каранай. Сперва вместе со своими мятежными войсками совершил нападение на Стерлитамак. Овладев им, взял путь на Табын. Говорят, позднее Каранай-батыр держал в своих руках земли между Оренбургом и Уфой. Враги боялись его, как огня. Только его видели в одном месте, как он со своими конниками неожиданно появлялся в другой стороне. Мгновенно окружал он вражеский отрад и уничтожал до последнего человека. Таков был батыр Каранай.
Царь Пугач пригласил Караная к себе и несколько дней подряд угощал его лучшими винами и яствами. Дал ему чин полковника. Затем отправил его в сторону Казани, приказав: «Очисти путь моим войскам».
Царь Пугач называл правой своей рукой Караная и Салавата, он отправлял их на самые трудные участки. У Караная было много верных друзей, преданных сподвижников: младший брат его Рысай, Касай- батыр (его называли еще Каскын-батыр), Мурадым-батыр и другие. Царь Пугач подарил Каранаю саблю в золотых ножнах, а Ры- саю — шубу. Говорят, что это была какая-то особенная шуба.
Однажды пришли солдаты. Они убивали мирных людей, творили бесчинства. А ночевать остались в ауле Муртаза. Рысай- батыр со своими товарищами незаметно окружил дом, в котором остановился командир. Затем, прямо через окно, поразил врага из лука. Стрела, пронзив офицера насквозь, влетела в печь. В одном из боев под Тятер- башем Рысай потерпел поражение и бежал в лес. Его схватили, привезли в Мензелинск и бросили в зиндан. Потом его повесили. В первый раз веревка не выдержала могучее тело. По правилам, нельзя дважды вешать, однако Рысая снова потащили к виселице. Батыр до конца не терял присутствия духа и перед смертью, говорят, вырвал бороду палачу.
В тот год, когда кончилась война, была суровая зима. Мужчин в ауле почти совсем не осталось. Лишь старики, женщины да дети. Некому было вести хозяйство, вся домашняя скотина Рысая погибла от голода. Люди едва пережили ту страшную зиму.
Когда Караная повезли в Москву, сама царица пожелала увидеть знаменитого бунтовщика. Караная отправили в Петербург, увидев башкирского батыра, царица подивилась его стати. Вокруг нее находилось много рослых генералов, но все они перед Каранаем выглядели подростками. Абей- батша повелела Каранаю сыграть на курае и была зачарована незнакомой мелодией. Не причинив Каранаю вреда, велела отпустить его на свободу. А перед тем повелела своим художникам нарисовать его портрет.
Деды наши говорили, что тот портрет хранится в Петербурге, и мечтали увидеть изображение своего великого предка. Они берегли память о батырах. У Бикташа- бабая хранились оружие и одежды Караная- батыра как память и живой облик героя. Но в 1904 г. случился большой пожар, и все погибло.
Умерли старики. Забыты старинные песни и предания. А имена Караная-батыра и его младшего брата Рысая-батыра живут как отзвук давно ушедшего времени.
С. Таймасов. (Записано на основе преданий д. Кара- наево Стерлибашевского р-на РБ.)

 
Категория: СЛЕД В ЭПОХЕ | Добавил: Админ (03.03.2020)
Просмотров: 308 | Теги: Башкирская легенда о батырах
Всего комментариев: 0
avatar