Приветствую Вас, Ранги пользователей

О восстании башкир под руководством Акая сына Кусюма
УНИКАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК О БАШКИРСКОМ ВОССТАНИИ 1735-1740 гг.
(Из татарского рукописного сборника
1864 г., писанного Нурмухамедом, сыном
Мухамеджана из дер. Шанчальчи.
Перевод с татарского по копии, находящейся
в собрании Татарского института
марксизма-ленинизма)
По совету Кулсары-бека1 русские на устье р. Уфы сооружали город и назвали его Уфой. Собранный ясак сдавали в этот город. Наустье р. Демы, на р. Берсу ана  башкирский народ собирался на совещание, на которое стекались башкиры всех четырех дорог. На этом совещании дельные старики, испытанные мужи, после совещания пришли к единому мнению о том, как в этом году организовать и провести разведку среди русских. Словом, главенство (руководство) перешло к Кусюму сыну Улякая3. В его время башкиры были обеспечены от бедствий и утеснений. В его время и русские не имели такой смелости: ни шагу не смели они переходить за черту (вал)4 Он на всех четырех дорогах был почитаем и пользовался старшинством. Казанские чуваши5, черемисы, мордовские и уржумские6 народы, не перенося угнетения русских, скрывались и спасались от них. Все они в книги записывались башкирами и поэтому никто из них к русским не возвращался. И теперь среди башкир их очень много, но ввиду того, что они называют себя башкирами, потому их трудно узнать. Жилище Ку сюмбита, сына Улякая, было в 50-60 верстах от города Мензелинска. В его время все четыре доруги были одного мнения, иного не было. Все своего старшину слушали, ибо без сомнения в его время башкирам жилось привольно. Не послушали русских, правда взяла верх, а неправда была побеждена. Ведь бог сохранил от бедствий. У Кусюмбита, сына Улякая7, были трое сыновей: один - Атха был злой угнетатель, другой - Акай попал в руки русских, третий - чуваш8. Последний не имел особого значения. Он, как родившийся от чувашки, назывался чувашем. Словом, после смерти Кусюмбита очень смелые воры украли у Акая лошадей. Эти воры были казанские чуваши. В деревне Уразе, на р. Ирне, Акай догнал их, но воры, чтобы не попасть в руки Акая, защищались мечами и стрелами. По приказу Акая они все были перебиты. Как-то спасшийся один из них съездил в Мензелинск и подал (там) жалобу на Акая, в которой писал, что Акай, появившийся в их деревне с многочисленным отрядом, перебил мирное население деревни, ограбил его и ничего не оставил. Об этой жалобе дали знать князю русских. Поэтому князь, собрав войска, двинул их на Акая. Во главе войска был поставлен Румянцев9. Чтобы довести это дело до конца, окружили деревню Акая и захватили последнего. После этого Акая никому не показывали: одни говорили, что его повесили, другие - что он после розог умер. Весть об аресте Акая быстро распространилась. Худые и добрые сообщали об этом друг другу. Собрались на совещание. От каждого рода пришли представители. Только степные каллы и кубавы не явились10. Они на выступление не были согласны. Тогда, подняв перед ними знамена, крикнули: «Готовы ли вы к войне?». Но они вольно и невольно включились в различные ряды. Были (тут) из Букатин, Кипчаков, Тамьянцев, Бурджана, Пчкака, Урана, Киршина, Кури, Кубави, Карайцев, Шурана, три группы от киргизцев, четыре группы от Елана и другие11. Все, объяснившись, готовились (к войне). Конечно, среди них были батыри, опытные старики, знающие ученые. На это совещание все они явились; знаменитые батыри от Пчкаков - Уразман- батырь; от Тамъянцев - Салим-батырь, от Еланцев - Абдулла-батырь, от Байларов - Кильмяк-абыз12. Они все сошлись на одном мнении. После совещания решено было отправить к русскому посла с письмом, в котором было написано следующее: «Начинаем именем бога. Первое - выдай нам сына Ку- сюма Акая; второе - вернись в Мензелинск и за эту черту не переходи. Если эти требования не выполнишь, то с упованием на помощь бога, с тобою поведем войну». Русский ответил, что «дайте мне дорогу на р. Яик. Там я по указу великого царя ищу место для постройки крепости. После этого вернем Акая, но пока его держим среди русских»13. После этого малые, великие, худые и добрые, ученые и простые все (снова) совещались. Люди добрые сказали, что если русский (неверный) возьмет и завоюет (наш юрт), он там поставит стражу. Все дети перейдут в руки неверных и будут им служить. Посоветовавшись, решили идти войной на русских. Об этом сообщили по родам, сказав: «К утру будьте готовы к бою!». Начали войну. Русские стремились пробиться, но (башкиры) никого не пропустили и крепко стояли на своем между собою обещанья. Многих из русских взяли в плен, многих ранили14. В течение года была удача15. Однажды все единым фронтом перешли в наступление: джигиты, одетые в кольчуги, вооруженные луками и мечами, ударили на русских и, расстроив их фронт, разгромили их. Некоторые неопытные (воины), воспитанные в невежестве, принялись за грабеж. Пользуясь этим обстоятельством, русские открыли ружейную и пушечную стрельбу, и мусульмане вынуждены были отступить16. Дальше мусульмане не имели успеха. Конечно, русские вернулись в Мензелинск и Акая не выпустили. Там, где р. Белая впадает в р. Нукрат [очевидно Каму], появились войска (русских). Мусульмане, чтобы идти по Белой, вели войну с ними. Многие известные башкирские батыри погибли: из Тамьяна батырь Салим погиб в Накисском лесу. Никакими путями (башкиры) не могли загородить путь русским, не могли их удержать (от наступления). По этим причинам в юртах башкир не было спокойствия, и (они) подверглись многим бедствиям. Говорили, что если на основе старых законов на старых местах нам спокойствия и счастия русские не дали, то это приведет к многим несчастьям; говорили, чтобы нам спасти наших стариков, детей, родственников от угнетения русских, нам нужно будет подыскать новые места. С этими мыслями на некоторое время остались (на старых местах). Зимою очень бедствовали.
Русские все время на них нападали. Чтобы не попадать в руки русских, башкиры шесть месяцев вели войну. Зимой перебили очень много русских и (поэтому) в эту зиму не были захвачены русскими. Весною, когда дни потеплели, мусульмане путем переписки условились о дне и месте (совместного) выступления. Все собрались нар. Кнали17; не желавшие (воевать) побежали в лес, некоторых привели насильно. Среди них были казанские татары и уржумские черемисы, которые, когда им было выгодно, скрывались среди башкир. Среди них нашлись предатели, занимавшиеся шпионством и сообщавшие о месте сборищ (войска) русским, которые утром поэтому и явились к нам18. На истоке р. Кнали есть речка, прозываемая «Сазлы- Елган»19, и еще речка, называемая «Кше- Крлган»20 потому, что в этой реке погибло много мусульман (во время боя). Мусульмане, полагая, что русские сюда не появятся, и никто не мог этого даже подумать, караулов не выставили. Кто желал приходить сюда, жил спокойно, а кто пожелал, уходил. Некоторые, собранные неволею, занимались предательством и сообщили русским, которые постепенно готовились (к бою). Мусульмане же ничего не знали. Один из предателей был из Ишривани, звали его Курбанаем, но я не знаю, чей он был сын. Он показал, где живут мусульмане, и научил русских (военной) хитрости. Русские ночью привезли свои пушки и утром начали из них стрелять. Бедные башкиры, не понимая откуда эта стрельба, начали разбегаться в разные стороны; многие женщины с детьми побросались в реку. Раненые тоже погибли в реке. В этой бойне на Сазлы-Елган от трупов образовался мост. Стариков убивали, как собак, камнями и деревом, грудных детей разрубали саблями, бедным женщинам распарывали животы, молодых людей просто убивали. Тела их клевали вороны и ели лисицы. И сегодня кости этих людей можно найти там. Так прошел целый день. Затем русские дали им несколько передышки. После этого русский (начальник) прочел указ, где говорилось: «Царь простил ваши грехи, идите в ваши старые юрты, вас никто трогать не будет». Многие, поверившие словам русских, которые вернулись, погибли от голода. В эти дни тамьянцы боялись вернуться домой, но так как не хотели совершенно оторваться от своих родных мест, провели лета в кочевках. Зимою на р. Белой тамьянцы не нашли спокойствия и перенесли много горя от войны21. Никто им не помог, никто их приветливо не встретил. Кого они считали друзьями, в тех они встретили больше вражды. Кипчаки, обольщенные тем, что они на стороне русских, считали, что бог дал им спокойствие и счастье, и вели борьбу с та- мьянцами. Желая отомстить тамьянцам, кип- чакцы, объединившись с русскими, которые пробирались на Сакмару, нападали на тамьян- цев22. Последние не могли найти себе места для спасения. Тамьянцы, живя ближе к Мен- зелинску, начали войну23. Знаменитые батыри во главе триста шестьдесят четырех всадников промчались, как ветер, обороняясь справа, слева, спереди и сзади стрелами из луков и мечами, никого не боясь. В большинстве случаев начальники войска назначались из них. Потому и говорили: «Если хочешь войны, то спроси (совета) у тамьянцев, если - спора, то проси у сарайливцев»24. Они, желая перекочевать, пришли на землю кипчаков, но неожиданно предатели из кипчаков (сообщили) о них русским, которые шли на Сакмару. Они угнали их скот, женщин превратили в рабынь, неработоспособных стариков всех перебили. Из тамьянских стариков Акманай25, беглец Джиангул, Киджангул, Султаногул - все там погибли. Женщины, боясь русских, бросали своих детей в воду; у некоторых дети остались в люльках, повешенных на сучьях деревьев: все там (они) погибли, ибо (матери) не успели их с собой захватить. Жену Кукча тархана, мать Чуракая, дряхлую старуху, разрубив пополам, побросали по сторонам дороги. Курмангул, сын Акмая26, из Тамьяна, в этот мятежный день был окружен русскими; по его рассказу, он захватив два лука, натянув их до отказа, стрелял из них с правой сторо ны по русским и с левой по мишарям [татарам] и таким образом проложил себе дорогу. Один мишарь крикнул ему вдогонку: «Что ты сделал злой башкирин? Ведь не хватит деревьев, чтобы вас повесить». Точно так же в этот день родственник Кукча тархана - Кит- сен-Туря с многими товарищами из Тамьяна участвовал в бою с врагами. И они не были захвачены врагами - ушли в другую сторону. Русские их преследовали. Когда они вернулись в свои деревни, они получили письмо от русских, чтобы те, которые были (в бою) на реке Кнали, немедленно явились в Мензе- линск, если добровольно не явятся, то будут приведены этапом. Бедные мусульмане! Эго известие от русских заставило их отрешиться от своих голов (начальников). Предатели смеялись и радовались их горю. Стоящие во главе этого дела сторонники русских: от Киршма - Мухаммед Шарифи27, от Тубалача28 - Масгуд, прибыли из Казани в деревню Аксар. Также один Нарз Уразметов29 и им подобные служили русским. Они дошли даже до того, что, организовав собственные отряды, с большим старанием ловили бедных мусульман и продавали их в руки русских. Также появившиеся со стороны Саратова казаки и мишари ловили степных мусульман, чтобы представить их русским (их называли военщиной; они насильно остались на башкирских землях и сегодня их еще много); никого не оставляли в (живых) в башкирских деревнях, в особенности мало осталось (людей) по Казанской дороге. Если и осталось, то не больше двух-трех человек. В то время не находилось для десяти человек одной шубы и в десяти дворах - одного топора. Для посева семена привезли из Казанской земли. Было тяжело жить, нечем было питаться, и был такой сильный голод, что, говорили люди, ели человеческое мясо. В эти тяжелые дни писались [от нужды] рабами к дворянам. В руках дворян было много рабов. В Мензелинск приведено было много мусульман, закованных в цепи, всех бросили в тюрьмы, а воевавших джигитов заточили в подземные тюрьмы. За городом построили шестиугольное здание, на каждом углу которого был поставлен железный кол. Вокруг одного кола, который был в середине, устроили высокие виселицы. После этого под музыку привели батырей, мусульман, затем прочли указы, русские стали першить свое дело (казнь). Сначала того, кто начал первый бой, посадили на средний кол, его помощников посадили вокруг этого кола. Кол прошел до их плеч, но тех, которые выказали себя героями, их разрубили по частям, а затем отрубили им головы. Некоторым, подвесив на железных крючьях за ребро, срубали головы, других же побили камнями. Никто не получил пощады. Боже, дай спасение оставшимся в руках русских! Мусульмане только упованьем на бога нашли себе утешение. Казанские люди, уржумские черемисы, которые были свободны (от наказания), накупили себе жен и дочерей башкир и увели их себе домой. Кроме того, еще передавали, что за городом Мензелинском многих выстроили во фронт и перестреляли их до одного из ружей и пушек. Погибло такое множество людей, что трупы их побросали на свалку, как скотину. В р. Мензеле прорубили лед, спасая из сорока одного, тридцать девять бросили в эту прорубь. Трупами запрудили реку. Такие ужасные дела были, что их нельзя описать человеческим языком. Здесь сообщается только сотая доля того, что было. Оставшихся мусульман, сковав друг с другом шеями, погнали в Казань. Те, которые не могли дойти до Казани, погибли в пути от голода и жажды. Стража перебила мечами (упавших). На каждой версте падало 10 и больше человек. Не допуская их к рекам, привели в Казань и убили. В одной русской деревне, стража, заняв отдельный дом, башкир впустила в другой, заперев ставни, двери вплотную, зажгли дом и все там в огне погибли. После этого русские издали приказ, чтобы оставшиеся в живых башкиры представили в казну по одной лошади. Каждый степной башкирин, сдав одну лошадь, получал бумагу, в которой его называли, неизвестно почему, «изменник-бунтовщик»30. Кто из башкир был сторонником русских, того (в бумаге) назвали «верным башкирцем». Кто же из степных башкир не имел бумаги о сдаче лошади в казну, того хватали и представляли русским без всякой пощады. Они там и погибли. Были также времена, что если где-нибудь мусульманин проходил, улицей русских, то малые и большие били его и забрасывали камнями. Кроме того, во время восстания много из Тамьяна и Кипчака после боя убежали в земли киргиз31. Последние лицемерно встречали их с сочувствием, говоря: «Бедные, вы находитесь в руках русских, мы напоим и накормим вас». Бедные башкиры поверили их лживым словам, и киргизы, якобы братаясь с башкирами, отняли у них вооружение, затем заставили работать на себя, а жен отняли и всех ограбили. Молодежь травили собаками, убивали камнями и кольями. Китсентуря и Чура здесь погибли. Жены их достались персам, каракалпакам, туркменам и другим киргизам. Их туда продали, детей от горя убили. Там их клевали вороны, сороки, ели лисицы. Когда башкиры узнали столько горя, они ушли к русским, некоторые остались кочевать в степях, некоторые, бросив борьбу с киргизами, мирно расселись среди них. И теперь часть их среди киргиз встречается. Очевидно, киргизские батыри - потомки тамъянских башкир.
Примечания
1 Кульсары-бек упоминается в шеже- ре башкир рода Карый-Кыпчак: «Во времена Чингиз-хана ханствовал Лач-бий из рода Кыпчак-хана... Кулсары-бий сын Лач-бия... отец Карай-Кыпчака» [Башкирские шежере / Сост., пер., введ. и комм. Р. Г. Кузеева. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1960. С. 104]. Как видим, данное шежере относит время жизни Кулсары-бия (бека) в ХП-ХШ вв. Однако другое кыпчакское шежере упоминает Кулчура-бия сына Каракужак-бия, жившего на рубеже ХУ1-ХУП вв. [Башкирские родословные / Сост., предисл., поясн. к пер., пер. на рус. яз., послесл. и указ. Р. М. Булгакова, М. X. Надергулова. Вып. I. Уфа: Китап, 2002. С. 139]. Кулчура-бий более подходит на роль того лидера, по совету которого «русские на устье р. Уфы сооружали город» на месте древнего Уфимского городища и позднейшей ногайской ставки. Примечательно, что тамъян- ское сказание зафиксировало имя кыпчакского князя, что может быть еще одним аргументом в пользу кыпчакского происхождения башкир рода Тамъян.
В одном из вариантов тамъянско- го шежере от Шагали Шакмана имя Кучума (Кусюма) Тюлекеева, известное по русским документам, дается в форме Кучум-хана, сына Улякея. Примечательно, что Акай, сын Кучума, именуется Акай-ханом [Башкирские родословные. С. 126-127].
Имеется в виду Закамская засечная линия, построенная в 1652-1656 гг. для защиты Казанского уезда от набегов калмыков и башкир. Она включала в себя крепости Еры- клинск, Тиинск, Билярск, Новошешминск, Заинек и Мензелинск. Ново-Закамская оборонительная линия была возведена в 1730-х гг., т. е. непосредственно перед началом башкирского восстания 1735-1740 гг. Она пролегала восточнее, вплотную приблизившись к вотчинам башкирских волостей, и состояла из цепи крепостей, форпостов, фельдшанцев и редутов (Алексеевская, Красноярская, Сергиевская, Черемшанская, Шешминская крепости, Чернорецкий и Кичуевский фельдшанцы, Казанский, Сурушский, Хороший, Ормлян- ский, Кандереимский и Тарханский редуты).
Здесь под казанскими чувашами, безусловно, имеются в виду казанские татары (см. параграф «Вопросы этнической идентичности башкир рода Кыпчак» настоящего тома).
Вероятно, имеются в виду удмурты, проживавшие в районе г. Уржума Малмыж- ского уезда.
Имя «Кусюмбит, сын Улякая» яв
ляется результатом неверной интерпретации башкирской формы «Кусюм-бий, сын Туля- кая», которую за неимением арабографичного оригинала мы реконструировали следующим образом:    Переводчик
текста ошибочно соединил начальную букву патронима Тулэкэй углы 0®^) со словом бий (&), в результате чего получилось Кусембит Улэкэй углы. Таким образом, автор рукописи именует Кучума Тулекеева титулом бий.
«УКусюмбита, сына Улякая, были трое сыновей: один — Атха был злой угнетатель, другой - Акай попал в руки русских, третий - чуваш... ». Переводчик рукописи на русский язык не понял, что слово «чуваш» здесь используется не в качестве этнонима, а антропонима. Иначе как объяснить, что, перечисляя сыновей Кусюма, автор рукописи двоих называет по именам, а третьего почему-то именует по этнической принадлежности его матери. Правда, сам автор не уловил этого момента, так как привел объяснение, что «он, как родившийся от чувашки, назывался чувашем». Поэтому приведенный выше пассаж должен выглядеть так: «один - Атха был злой угнетатель, другой - Акай попал в руки русских, третий - Чуваш...». В документах ХУП-Х1Х вв. среди таких башкирских этноантропонимов, какМишар, Казакбай, Туркмен, Ногай (Ногай- бек, Нагайбак), Чермыш, также встречаются имена Чуваш, Чувашай, Чувашбай и Акчуваш. Причем последние имена у башкир имели коннотацию «мусульманин», поскольку этноним «чуваш» вплоть до XVIII в. был самоназванием казанских татар. Башкиры именовали казанских татар чувашами еще в XIX в., а марийцы - до сих пор.
Генерал-лейтенант А. И. Румянцев (1680-1749) - начальник Комиссии башкирских дел в 1735-1736 гг. Данное государственное учреждение было образовано по указу императрицы Анны Иоанновны для выработки мер и координации действий по подавлению башкирского восстания 1735-1740 гг. После ряда неудач в борьбе с восставшими башкирами Румянцев попросил правительство перевести его в действующую армию на турецкий фронт, где служил под началом фельдмаршала Б. К. Миниха.
Имеются в виду башкиры родов (аймаков) Кубау и Канглы.
Имеются в виду башкиры родов Бикатин (Мекетин), Кыпчак, Тамъян, Бурджан, Уран, Каршин, Кубау, Гирей, Шуран, Елан. Под «тремя группами киргизцев», очевидно, подразумеваются не «киргиз-кайсаки», т. е. казахи, а башкиры рода Кыргыз. Не идентифицированы некие Кури и Пчкак. Последнее название, возможно, соответствовало названию башкирского аулаПучкак, относившегося к Еланской волости.
Автор рукописи допустил ряд ошибок в определении родовой принадлежности перечисленных им батыров: Куразман-батыр Уразов относился к роду Байлар, Абдулла-батыр Акаев - Тамъян, Кильмяк-абыз Нурушев - Юрматы. Салим-батыра идентифицировать не удалось.
В этом месте рукописи смешаны два разных эпизода башкирского восстания 1735-1740 гг. Требование «дайте мне дорогу на реку Янк», где планировалась постройка крепости, могло относиться только к командиру Оренбургской экспедиции И. К. Кирилову, который в июне 1735 г. выступил к устью р. Орь. Что касается требования выдать Акая и вернуться в Мензелинск, то оно адресовалось генерал-лейтенанту А. И. Румянцеву, который в конце 1735 г. арестовал названного вождя восставших башкир.
«Русские стремились пробиться, но (башкиры) никого не пропустили и крепко стояли на своем между собою обещанья. Многих из русских взяли в плен, многих ранили... » По всей видимости, автор описывает серию сражений, произошедших между отрядами Кильмяк-абыза Нурушева и Акай-батыра Кусюмова с одной стороны и войсками Оренбургской экспедиции - с другой, которые происходили с 1 по 9 июля 1735 г.
Лето 1735-осень 1736 г. было периодом военных успехов повстанцев.
В этом месте, вероятно, описывается нападение 8-тысячного войска Кильмяк- абыза Нурушева на лагерь генерал-лейтенанта А. И. Румянцева 29 июня 1736 г., едва не стоившего разгрома правительственных войск.
Река Кнали - это, безусловно, р. Кинель, название которой написано в рукописи без диакритического знака после буквы кяф:
Представители народностей Поволжья, жившие среди башкир, активно помогали карательным войскам в выслеживании разбитых башкирских отрядов, укрывавшихся в труднодоступных местностях.
Речка Сазлы-Елга или Сазъелга, приток р. Турганник (приток р. Ток), протекает вдоль границы Пономаревского и Красногвардейского р-нов Оренбургской области. Длина речки - 15 км.
Название Кше-Крылган (Кеше- Кырылган) означает ‘место людского побоища’. Таким образом, судя по описанию, побоище произошло близ современного с. Романовка Пономаревского р-на Оренбургской области, где смыкаются верховья рр. Кинель и Сазъелга.
Имеются в виду башкиры Тамъян- ской волости в среднем течении р. Агидель (Белая).
У башкир Кыпчакских волостей не было единства в вопросе отношения к восстанию 1735-1740 гг. Одна часть включилась в борьбу с правительственными войсками, а другая выступила против повстанцев, в том числе тамъянцев, почти поголовно включившихся в восстание. Знатные башкиры Чанким- Кыпчакской и Бушман-Кычпакской волостей Бердыгул-абыз Тлевкеев, Абдрак (Аптрак) и Ибрак Явгостины, будучи «верными» старшинами, принимали участие в карательных акциях против мятежников.
Имеются в виду башкиры Тамъян- ской волости на р. Ик.
Поговорка «Если хочешь войны, то спроси (совета) у тамьянцев, если - спора, то проси у сарайливцев» подчеркивала воинственность башкир-тамъянцев и умение вести полемику башкир рода Сарайли-Минг. Последние имели коренной юрт в долине р. Дим (Дёма) в районе современного города Давлеканово, но в ХУ1-ХУП вв. в массовом порядке переселились в долину р. Ик. В XVIII в. значительная их часть обосновалась уже в качестве припущенников на землях своих родичей башкир рода Илькей-Минг (Иль-Куль-Минг) в верховьях р. Дёма. Таким образом, образовалось два ареала расселения сарайлинцев - на территории современных Миякинского и Бижбулякского р-нов РБ, а также Сармановского и Тукаевского р-нов РТ.
Акманай упоминается в тамъянском шежере с. Смаково нынешнего Мелеузовско- го р-на РБ. От Акманая происходит фамилия башкир Акманаевых.
Курмангул, сын Акманая, также упоминается в тамъянском шежере с. Смаково.
Имеется в виду «верный» башкирский старшина Каршинской волости Шарип Мряков (с. Шарипово Кушнаренковского р-на РБ).
Имеется в виду Тюбелясская (Ту- балясская) волость Сибирской дороги Башкирии. Хотя под именем Мас гут (Мас‘уд) известны несколько башкир-повстанцев из других волостей. Одним из них был старшина Кыр-Тамъянской волости Масгут (Месогут) Кабасев.
Имеется в виду башкирский тархан Надир Уразметов, старшина основанной им в Закамье Надыровой волости, в которой жили башкиры, ясачные татары и тептяри. В 1755 г. он открыл нефтяной завод на р. Зай и одним из первых в крае организовал переработку нефти.
Автор упоминает одну из мер борьбы с восстанием, заключавшуюся в выплате так называемых «штрафных лошадей» и преследовавшую цель лишить башкир конского состава, т. е. сделать невозможным их вооруженное сопротивление.
Имеется в виду бегство башкир-повстанцев в казахские (киргиз-кайсакские) степи после подавления башкирского восстания 1735-1740 гг.
Категория: СЛЕД В ЭПОХЕ | Добавил: Админ (02.03.2020)
Просмотров: 318 | Теги: Восстания башкир
Всего комментариев: 0
avatar