БАШКОРТОСТАН В СОСТАВЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ. - Народы и народности. <!--if(О жителях нашего края.)-->- О жителях нашего края.<!--endif--> - О нашем крае - "Диалог у Магнитной горы"
  
 Суббота,25.10.2014,06:33

 
РегистрацияВход
Статистика сайта:   Вы вошли как Ранги пользователей Группа "Гости"RSS
Кто Онлайн
Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0
Меню сайта
Форма входа
Ник:
Пароль:
Песня о Магнитке
Видеоролик
Суры Корана
Наш опрос
Как вы оцениваете своего руководителя как специалиста.
Всего ответов: 57
Мини-чат
Яндекс.Метрика
 О нашем крае

О сайте » Статьи » О жителях нашего края. » Народы и народности. 

                                               О жителях нашего края.


БАШКОРТОСТАН В СОСТАВЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ.
§ 1. Завоевание Башкирии татаро-монголами.

Поворотным моментом в историческом развитии башкир-ского народа явилось завоевание татаро-монголами Южного Урала. Первое знакомство башкир с татаро-монголами относит-ся, по-видимому, к 1219-1220 гг. Как известно, основа-тель империи монголов Чингизхан во главе огромного вой-ска провел лето 1219 г. на Иртыше (Южная Сибирь), отку-да он направился против народов Средней Азии. Несмотря на упорное сопротивление, татаро-монголам удалось к лету 1220 г. завладеть территорией всей Сибири, Казахстана и Средней АЗИИ, куда простирались маршруты традиционных кочевок башкирских племен. В этой обстановке башкиры не могли оставаться в стороне от тогдашних важнейших международных событий. Некоторые исторические источни-ки даже прямо указывают, что именно в период кампании 1219-1220 гг. началось завоевание татаро-монголами баш-кирских земель.
Об этом, в частности, имеется свидетельство венгер-ского путешественника Юлиана, побывавшего среди башкир на Южном Урале в 1236 г. От башкир Юлиан узнал, что с татаро-монголами они воевали 14 лет, неоднократно выигрывали сражения, но затем, заключив договор о друж-бе, участвовали в походах против Волжской Булгарии и других государств Восточной Европы. Страна башкир, отмечает путешественник, управлялась своим ханом, но под контролем представителей татаро-монголов, последним принадлежала вся судебно-исполнительская власть.
Рассказ Юлиана о длительной освободительной войне башкир против татаро-монголов, завершившейся установлением союзнических с ними отношений, перекликается со сведениями ряда других источников. Например, эти события получили свое отражение в исторических преданиях башкир, передававшихся из поколения в поколение. Часть этих преданий примерно в XVIII-XIX вв. была записана на бумагу и теперь известна нам под названием шежере. В одном из шежере рассказывается о том, что башкиры своего предводителя - хана Муйтан бия с богатыми дарами направили к монгольскому царю Чингизхану, где он был принят с большими почестями. Пройдя ряд своеобразных испытаний, он вошел в ближайшее окружение хана и принимал участие в государственных делах. "Сразу не отпустив домой,- говорится в шежере,- хан постоянно держал (сажал) возле себя, приглашал на советы. Убедившись в государственной мудрости Муйтан бия, наконец, выдал ему грамоту на право владения территорией, куда вошли земли "от верховьев р. Белой до ее устья со всеми долинами, ле-сами, притоками; восточные склоны Уральских гор с приле-гающими долинами, лесами, полями до р. Ишим, Ирман и Иртыш со всеми притоками; еще верховья р. Яик с горами Ялпы, по обоим берегам р. Яик. Земли по восточному берегу р. Яик.до р. Тубыл со всеми притоками, долинами, ле-сами, полями и всеми подземными богатствами башкирам рода Туксоба - земли со всеми кочевьями и зимниками передаются на вечное пользование". В одном из вариантов легенды наследственный характер этого права уточняется словами о том, что оно дается пожизненно ему, его сыновьям и их внукам. В грамоте говорилось о том, что каждый из них бием (т. е. ханом) будет без избрания, т. е. по наследству.
Интересна генеалогия Муйтан бия. В ней перечислены 13 его предков - Туксоба бий (отец), Шокмалы бий, Бур-ка бий, Сирка бий, Мангут бий, Урал бий, Арбан бий и дру-гие. Имеются и сведения о его потомках, правивших башкирами на правах удельных ханов. О существовании ханов у башкир в предзолотоордынское и золотоордынское время известно и по другим источ-никам. Венгерский автор XIII в. Рихтер сообщает, что у башкир правители-ханы проявляют большую ревность по отношению к мусульманской религии. Имена башкирских ханов зафиксированы в текстах надгробий XIV в. В них, на-пример, упомянуты Байджура хан в районе устья р. Уфы, Тугаш хан на р. Ик и другие.
Современники-историки татаро-монгольских походов отмечали, что "во всех завоеванных царствах они без промедления убивают князей и вельмож, которые внушают опасения, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопро-тивление". Вышеприведенные примеры свидетельствуют о том, что башкирская правящая знать во главе с ханами не была уничтожена монголами в ходе завоевания и в последующий период, как это имело место со многими народами. Произошло это, повидимому, из-за скорого признания ими власти монгольских ханов и заинтересованности монголов в превращении сопротивляющихся башкир в надежных союзников.
Важно еще подчеркнуть, что территория, на вечное вла-дение которой Муйтан бий получил грамоту от Чингизхана, полностью совпадает с территорией расселения башкирских племен IX-XII вв. и их ближайших предков - племен Юж-ного Урала V-VIII вв. Отсюда следует вывод о том, что на всем протяжении IX-XIV вв. Южный Урал оставался ис-конной территорией расселения башкирских племен, и им удалось отстоять относительную ее целостность и самостоя-тельность исторического развития.
Чтобы обеспечить управление покоренными народами, монголы создали новое самостоятельное государство Золотая Орда (XIII-XIV вв.). В ее состав вошли Си-бирь, Казахстан, Средняя Азия, Урал, Поволжье, Кавказ и Северное Причерноморье, первоначально столицей был избран город Булгар - бывшая столица Волжской Булгарии, но вскоре для этого были построены города Сарай-Бату и Сарай-Берке в низовьях р. Волги. Грабеж и жесточайшая эксплуатация народов становятся официальной политикой этого государства. Широкие массы башкир не примирились с потерей независимости и неоднократно поднимались на войну против новых хозяев. В одном из источников, например, сообщается, что "Булгар (страна волжских булгар - Н. М.) и Башгирд являются большой страной и представляют собой места недоступные. Несмотря на то, что монголы тогда завоевали ее, жители ее снова восстали, и она до сих пор не вполне по-корена". Это сообщение находит удивительную параллель в башкирском фольклоре. Сохранилась, например, легенда о батыре Сурамане и двух его сыновьях Акмане и Токмане, поднявших восстание против монголов вскоре после завое-вания. Тема борьбы башкир против монголов наиболее полно отражена в легенде "Последний из Сартаева рода", где рассказывается о трагической судьбе башкирского хана Джалыка, который в войне против монголов потерял двух своих сыновей, но до конца остался непокоренным. О большой достоверности всех приведенных выше фольклорных сведений .свидетельствует также сказание о кипчакском хане Бошмане, возглавлявшем восстание кипчаков против монголов, но впоследствии казненном. Данная легенда как бы является своеобразным пересказом содержания рассказов историков XIII - XIV вв. о Бошмане. Вос-стание было подавлено, руководитель казнен, после чего часть кипчаков переселилась на Южный Урал и вошла в состав башкир. С этими переселенцами связано происхож-дение родового подразделения и этнонима бушман у башкир-кипчаков в недавнем прошлом.

§ 2. Последствия татаро-монгольского завоевания.

Завоевание Южного Урала татаро-монголами и вклю-чение его в состав государства Золотая Орда имело глубокие последствия для башкир.
Происходят глубокие изменения в этническом составе населения. В ходе освободительных войн против татаро-монголов многие башкирские племена были разгромлены и прекратили свое существование, а оставшееся население насильственно влилось в состав новых родо-племенных обра-зований под предводительством завоевателей. Судя по сохра-нившимся историческим преданиям и документам, вместе с татаро-монголами на Южный Урал приходят такие группы племен, как табынцы, кипчаки, сальюты, калмыки и неко-торые другие. Лучшие земельные угодья в крае перешли в собственность пришлых племен, а потерю пастбищ в степной зоне башкиры старались компенсировать расширением своих владений на севере. Тогда возникли маршруты их кочевий от устья р. Уфы до р. Камы, о чем есть упоминание в эпосе "Алдар и Зухра". Кочевки группы башкирских племен на Средней Каме на уровне современного г. Пермь, видимо, следует относить именно к этому времени. Летние кочевья отдельных башкирских племен проходили восточ-нее, по Кунгурскому краю и всему Среднему Уралу. Судя по материалам археологических памятников (курганы), здесь появляются постоянные группы башкирских племен.
В плане социальной структуры Историческая Башки рия XIII-XIV вв. ничем не отличалась от других районов Золотой Орды. Если, например, члены семьи и родственники ханов представляли центральную власть государства, то в управлении они опирались на местных ханов, темников, тысячников и другие социальные группы. Эту иерархиче скую особенность золотоордынского общества четко описал Плано Карпини проезжавший через южно-уральские степи в XIV в Он пишет, что "хан указывает, где пребывать вождям, вожди же указывают места тысячникам, тысячники сотникам, сотники-десятникам". Все эти должности в сложной государственной системе на правах вассальной за-висимости даровались монголами верным своим людям, в том числе из среды башкирской знати. Одним из таких подчи-ненных был башкирский хан Муйтан бий.
Башкиры, как и другие подчиненные народы, облагались налогами Непомерные их размеры часто служили причи-ной многочисленных восстаний Упомянутое выше восстание под предводительством Сураман батыра началось с убийства ордынских нукеров, приехавших собирать с башкир налог.
Существовали и другие различные виды поборов. На-пример, подвластное население платило "десятинной" оброк в размере одной головы скота с каждых 10 голов. Обреме-нительным считалось обязательство поставлять хану дойных кобыл, ибо кумыс был одним из основных продуктов пита-ния кочевников По свидетельству Рубрука, монголы от бул-гар и башкир вывозили пушнину. Ясак платил каждый, "как малый, так и большой, даже однодневный младенец",- пи-шет он. Башкиры были обязаны также поставлять соколов для ханской охоты.
Помимо выплаты натуральных налогов на башкир рас-пространялись повинности по ведению хозяйства монголь-ских царевичей (пастбища скота), оказанию различной по-мощи государственным чиновникам (выделение лошадей, подвод, охрана имущества и т. д.)
Башкиры привлекались и к несению военной службы. Источники, например, сообщают, что хан Тохтамыш "из русских, черкесов, булгар, кипчаков, башкирдов и м. к. (мокша) собрал войско изрядное. С такой неподдающейся счету армией... двинулся против Тимура". Территория Башкирии неоднократно становилась аре-ной столкновения армий противоборствующих сил Золотой Орды Одно из самых крупных подобных сражений про-изошло в 1391 г. на р. Кундурча в Оренбургских степях. Таким образом, в XIII -XIV вв у башкир окончательно формируется типично феодальное, сословно иерархическое общество во главе с ордынским ханом Фактически же на правах вассалов от его имени страной управляли башкир-ские ханы (бии), обладавшие наследственной властью. Они распределяли земли между племенами, в необходимых слу-чаях определяли маршруты кочевий отдельных племен, со-бирали налоги с подвластного населения, следили за выс-тавлением подчиненными им нукерами, тысячниками воинов ханскому войску и т. п. Аналогичные функции у башкир в пределах своих кочевий (улусов) выполняли царевичи - представители правящего дома Зависимость человека повсюду в жизни была четко регламентирована С этой целью новые хозяева произвели перепись населения, а затем перераспределение земель меж-ду родами и племенами; этим самым было достигнуто за-крепление человека на определенной территории и внутри родо-племенного коллектива. Роль государственных чинов-ников большей частью выполняли родо-племенные вожди. Отношения между ними и рядовыми скотоводами-земле-дельцами внешне носили традиционный кровно-родственный характер, но они уже регулировались принципами разви-того феодального общества - беспрекословного подчинения хозяину. Фактически огромная территория государства Золотая Орда со всем населением была распределена на крупные улусы-владения между ближайшими родственниками хана. Действуя от его имени, они пользовались неограниченной властью Известно, что вскоре после образования Золотой Орды весь Южный Урал вошел в состав улуса Шибана - брата хана Бату, куда еще вошла значительная часть тер-ритории Средней Азии и Казахстана. Он, кочуя со своей ордой, на лето перегонял огромные табуны лошадей до гор Южного Урала, а на зиму-на юг вплоть до Каракумов и Кызылкумов. Необходимо иметь в виду, что это не были простые перекочевки: подвластное население призывалось на обслуживание указанной орды со всем сложным хо-зяйством.
Приведенные примеры показывают, что в XIII - XIV вв. вместе с приходом многочисленных групп кочевых племен и превращением степей и предгорий Южного Урала в паст-бища для скота, принадлежавшего ближайшему окруже-нию золотоордынских ханов, здесь значительно возрастает удельный вес кочевого и полукочевого скотоводства.
Почти двухсотлетнее монгольское иго для башкирских племен в целом обернулось тяжким испытанием на право самостоятельного существования. Башкирские племена ли-шились прежних, лучших своих земельных владений и были насильственно расселены на новых, но уже худших землях. Помимо выплаты непомерных налогов и различных повин-ностей монгольское иго сопровождалось массовым истреб-лением людских ресурсов, разграблением скота и других ценностей. Все это привело к заметному разрушению про-изводительных сил и общему обнищанию трудовых масс башкирского народа. Из-за крайней нищеты, свидетельст-вуют арабские историки XIV в., башкиры тогда были вы-нуждены продавать в рабство своих детей.
Однако в условиях этого тяжелого гнета башкиры вели упорную борьбу за свое освобождение. Как говорят ис-точники, они не раз поднимали восстания, уходили в трудно-доступные горно-лесные и лесные районы. Масштабность территории Исторической Башкирии, наличие в крае отно-сительно развитой оседлой культуры (земледелие, ското-водство, металлургия) послужили экономической базой ведения длительной освободительной войны, завершившей-ся в конечном итоге успехом.
Этот успех выразился, прежде всего, в начавшемся процессе ассимиляции башкирами пришлых завоевателей. В ходе длительного совместного проживания на одной территории резкие различия в культуре, образе жизни и идеологии между ними постепенно нивелировались, и за-воеватели вскоре стали составной частью коренного насе-ления. Это был общий для всей Золотой Орды процесс слияния различных по культуре племен в новые этические образования. В этой связи любопытен рассказ средневекового историка ал-Омара о том, что монголы смешались с кипчаками, т. е. местным кочевым населением, "и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар) и все они стали точно кипчаки, как будто они одного (с ними) рода". Так в состав башкир влились такие многочисленные группы племен как табынцы, минцы, катайцы, кипчаки и некоторые другие.

§ 3. Утверждение ислама среди башкир.

Бесправное положение, лишение земель в пользу при-шлого населения, уплата неимоверных налогов, выполне-ние различных повинностей в пользу власти золотоордынских ханов вызвали серьезные изменения во всех сферах жизни башкирского народа. Они, прежде всего, коснулись общественных отношений, ибо новые исторические усло-вия XIII-XIV вв. на Южном Урале сложились как форма господства и эксплуатации башкир со стороны правите-лей Золотой Орды.
Другим важным изменением в жизни башкир XIII- XIV вв. явилось завершение процесса перехода к религии ислам. Как известно, он начался в X в. и к началу XIII в. значительная группа башкир исповедовала новую религию.
По мере усиления эксплуатации росло сопротивление покоренных народов власти золотоордынских ханов. Что-бы облегчить себе задачу удержания их в повиновении, они обратились за помощью к исламу, проповедующему своим последователям покорность, божественное проис-хождение власти хана и сложившихся отношений между бедными и богатыми, между завоевателями и покоренными.
Принято считать, что окончательное утверждение среди башкир ислама как идеологии феодального общест-ва происходит в 20-30-е гг. XIV в. и связано с именем золотоордынского хана Узбека. Распространение ислама он превратил в официальную политику своего государства.
Оно сопровождалось гонением на местные древние религии, активным строительством мечетей и принуждением людей.
Своеобразным отзвуком происшедшей тогда смены религий является возникновение в XIV в. в различных местах Южного Урала своеобразных памятников раннемусульманской культуры - монументальных мавзолеев из камня и кирпича над могилами знатных людей. Один подобный мавзолей хорошо сохранился до наших дней близ д. Нижние Тирмы на р. Дема. Он построен из хорошо обтесанных камней. Основу его составляет прямоуголь-ник размером 6,6x6 м. На высоте 1,8 м стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. Мавзолей имеет небольшой прямоугольный при-строй, служивший входом. Толщина стен более 1 м, а вы-сота до купола - 8м.
Копией этого мавзолея являлся мавзолей Хусейн бека близ станции Чишма. Оба мавзолея по форме и технике строительства напоминают мавзолеи Золотой Орды в Сред-нем Поволжье XIV в. и, скорее всего, были построены мастерами - выходцами оттуда.
В южных районах Башкортостана, на территории Оренбургской и Челябинской областей открыты разва-лины почти 10 мавзолеев XIV-XV вв., сложенных из обожженного кирпича. К их числу, например, относится мавзолей Бэндэбикэ, который, судя по сохранившимся преданиям, построен над могилой женщины, носившей это имя. Она была глубоко уважаемым человеком, призывала к дружбе между башкирами и казахами, в частности, к прекращению взаимных набегов. В знак уважения баш-киры построили мавзолей, богато украсив его стены сложным орнаментом, выведенным путем использования разноцветных кирпичей.
Строительство мавзолеев из камня и кирпича стоило огромных затрат, поэтому оно было доступно только очень крупным феодалам, сосредоточившим в своих руках ог-ромные богатства.
Мавзолеи из кирпича в степной зоне Южного Урала по форме и технике строительства ничем не отличаются от сотен подобных памятников, разбросанных на терри-тории Казахстана и Средней Азии.
Раннемусульманские мавзолеи Южного Урала.
XIV-XV вв. 1 - Турахан; 2а, б - Кисяне,
3- Бэндэбике (план). ;
В окончательном утверждении ислама в стране башкир роль своеобразного центра сыграли города Золотой Орды в Среднем Поволжье. Сохранились различные пись-менные источники, свидетельствующие о том, что в булгарских городах обучались представители башкир. В них, в частности, отмечается, что "последователи Ибрагим сын Исмаил и другие с pp. Сармасан и Кармасан учились в Булгарах и обратили в ислам здешние башкирские племе-на". Одним из первых распространителей ислама среди горных башкир (бассейн р. Ай) был некий Аиткул, сын Заида и другие, которые "возвратись домой обратили в ислам свои юрты". В источниках упоминается о моги-лах и именах проповедников ислама вблизи устья р. Уфа, р. Мензеля, в зауральских районах.
Другим центром проникновения ислама оставались государства и города Сред-ней Азии и Нижнего Поволжья, с которыми поддержи-вались постоянные торгово-экономические (хозяйственные) и культурные связи в ходе осуществления ежегод-ных перекочевок с юга на север.
Под влиянием мусульманства среди башкир на-чинается распространение арабского письма, о чем свидетельствуют возникшие в XIV в. тексты каменных плит над могилами извест-ных тогда людей. Одна из них принадлежит человеку по имени Хусейн бек, кото-рый умер в 1339 г. и погребен под одноименным мавзолеем.
Помимо мавзолеев на Южном Урале археологами ис-следовано более 10 рядовых кладбищ башкирских пле-мен XIII-XIV вв. Материалы исследований показывают, что абсолютное большинство умерших в них было уже погребено по мусульманскому обычаю: без вещей, в узких могилах, головой на запад, лицом на юг.
В то же время археология на материалах своих па-мятников точно фиксирует многочисленные случаи, когда умерших хоронили с серьезными отклонениями от орто-доксального мусульманского погребального обряда. На-пример, во многих из них обнаружены языческие пережитки в виде остатков роскошной одежды из привозных шелковых тканей, украшений (височные подвески, зерка-ла) и других предметов. Эти примеры свидетельствуют о том, что мусульманская религия полностью не вытеснила в быту, в сознании тогдашних башкир традиционные обряды и религиозные представления, сложившиеся в глу-бокой древности под влиянием языческой религии.

§ 4. Культура башкир.



Эпоха Золотой Орды оставила яркий отпечаток в ма-териальной и духовной культуре башкир. Этот след особен-но хорошо заметен в широком распространении как среди башкир, так и у народов Средней Азии, Казахстана и Ниж-него Поволжья, предметов одинаковых форм - оружия (сабли, наконечники стрел), орудий труда (серпы, топоры, тесла), украшений одежды, ремней.
Такое общее сближение народов этого обширного ре-гиона в культуре произошло в рамках единого государ-ства Золотая Орда и является результатом существования тесных торгово-экономических связей. Следует подчерк-нуть, что в непосредственной близости от Южного Урала татаро-монголы создали многочисленные города, которые становятся центрами различных ремесленных производств (гончарное, ювелирное, оружейное и т. д.). Города строи-лись согнанными из различных земель рабами - строителями-мастерами высокого класса по тому или иному делу. Продукция их труда в виде сабель, различных ук-рашений и предметов быта полностью реализовалась через рынок. Так обеспечивалось относительное однообразие материальной культуры народов внутри всего государства.
Такое производство по своему характеру было типич-ным для эпохи феодализма. Отношения, сложившиеся внутри Золотой Орды, спо-собствовали быстрейшему ознакомлению башкир с пере-довой культурой народов мира того времени. Представ-ляет интерес, например, находка чугунной жаровни в кур-гане XIV в. близ д. Юлдыбай Зилаирского района. Как известно, чугун был изобретен несколько ранее в Китае. Эта находка свидетельствует о том, что лучшие достиже-ния технического прогресса довольно быстро становились достоянием всего человечества.
Важным условием для существования такого культур-ного обмена между народами явилось наличие тесных торгово-экономических связей между отдаленными центрами. В золотоордынскую эпоху значение Южного Урала как контактной зоны между востоком и западом, югом и севе-ром значительно возрастает. Об этом ярко свидетельст-вуют остатки роскошных халатов из дорогих парчовых тканей в башкирских курганах XIV в. Ткани богато деко-рированы орнаментом и были изготовлены в 70-х годах XIV в. в Китае, Иране, Сицилии. Нет сомнений, что эти дорогие халаты являлись достоянием правящей знати (ханов, их приближенных) башкирского и золотоордынского общества.
В курганах Южного Урала XIV в. находят много се-ребряных монет, отчеканенных в столицах Золотой Орды от имени ее ханов. Так, в Белебеевском районе близ д. Петровка в 1914 г. был найден клад золотоордынских монет. Большой клад из таких же монет был обнаружен школьниками в 50-х годах близ д. Брик-Алга в том же районе. Клады монет всегда свидетельствуют о существо-вании у местного народа денежного обращения и об отно-сительно высоком уровне развития его общественной жизни. У башкирского народа до наших дней сохранились уни-кальные памятники устно-поэтического творчества, основ-ные сюжеты которых сформировались в глубокой древности и потому служат ценным историческим источником для понимания взглядов древних башкир на природу и общество. Самыми древними из них являются героические эпосы "Акбузат" и "Урал батыр", где отражена жизнь башкир доисламского периода, т. е. в X-XIV вв. В них, например, рассказывается о первичном заселении башки-рами территории Урала, возникновении р. Агидель и р. Урал (Яик) и других рек, почитании множества богов-покровителей различных природных явлений (воды, птиц, животного мира) и о том, как умилостивляли их жертво-приношениями. Но многие классические памятники башкирского фоль-клора возникли в дозолотоордынскую и золотоордынскую эпоху, примером тому могут служить эпосы "Кузыкурпяс и Маянхылу", "Алдар и Зухра". В них отражена жизнь башкирских племен на Иртыше, в горно-лесных районах Урала и степной его зоне, взаимоотношения башкир с соседними народами. В эпосах неоднократно упоминается некогда существовавший союз семи башкир-ских племен, описываются общенародные праздничные и прочие обряды, костюмы различных этнических групп башкир и многое другое. Герои эпосов от имени народа выступают за идею дружбы и единения между башкир-скими племенами и соседями. Гуманистическими идеями пронизаны классические памятники устного творчества башкирского народа эпосы "Алпамыша", "Идукай и Му-радым", "Кусяк бий" и другие. Интересно отметить, что многие из этих эпосов одинаково широко распространены у северных казахов, узбеков, каракалпаков, татар и дру-гих народов. Это недвусмысленно свидетельствует о воз-никновении их в родственной этнической среде, какой были тюркоязычные народы, входившие в состав государ-ства Золотая Орда.
Выдающиеся памятники устного поэтического твор-чества существовали на протяжении веков и тысячелетий, но первоначально они создавались гениальными поэта-ми-импровизаторами (сэсэнами). Последующие поколения сэсэнов-сказителей совершенствовали поэтические формы и содержание. Разнообразие поэтических жанров (эпосы, легенды, сказки и т. п.), а также богатство сюжетов сви-детельствуют о существовании устного поэтического твор-чества древних башкир как своеобразной формы литера-туры. Это было одинаково характерно для казахов, кара-калпаков, киргизов и других народов, в хозяйстве кото-рых значительную роль сыграло кочевое и полукочевое скотоводство.
Память народа сохранила имена некоторых выдаю-щихся поэтов. Одним из них был поэт XIII в. Кол Гали, создавший бессмертную поэму "Кисса-и Иусуф". Она одинаково широко известна у татар, узбеков, казахов и других тюркоязычных народов.

Категория: Народы и народности. | Добавил: Админ (06.09.2011)
Просмотров: 4764 | Комментарии: 5 | Теги: Завоевание Башкирии татаро-монголам, башкир, Монгол, татарин
Всего комментариев: 5
*5Андрей  (02.10.2014 16:23)
Слыш ты 4Вася мы Башкиры до нас любой не сможет дойти angry

*4вася  (30.08.2014 22:49)
Вот башкиры пи....олы! Трещат, что до них татаро-монголы не добрались! Еще как добрались! И платили оброк башкиры, так же как и все... king king king

*3андрей  (25.04.2013 18:05)
ну не плохо

*2Михаил  (14.09.2012 10:05)
biggrin happy cool

*1Админ  (28.01.2012 16:20)
Уважаемые земляки оставляйте пожалуйста отзывы book о прочитанном.

Имя *:
Email: Не обязателен
Код *:
Copyright MyCorp © 2014
Создать сайт бесплатно