Приветствую Вас, Ранги пользователей

Л. Толстой о башкирах.

В русской литературе художественное освоение башкирской действительности началось с А. Пушкина и продолжалось в последующие годы. Интерес русских писателей к «далекой восточной окраине» усилился после отмены крепостного права, в пореформенную эпоху, когда колонизация края достигла своего апогея.

В 1869 году была разрешена свободная продажа башкирских земель, которая при содействии царской администрации превратилась в массовый грабеж населения. А в 1871 году был издан новый закон, который разрешал продажу запасных земель местным отставным чиновникам и офицерам на льготных условиях. Таким образом, в крае «возникло что-то вроде поземельной горячки, напоминающей золотую лихорадку в Калифорнии». Только в результате свободной продажи за десять лет в Уфимской губернии было расхищено около миллиона десятин башкирской земли.

 
1878 году под давлением антиколониального движения закон о свободной продаже земли был отменен, но грабеж не прекратился. В 1882 году администрация снова разрешила продажу башкирских земель крестьянским обществам. В крае появился новый хищник: Крестьянский поземельный банк, открывший в Уфе и Оренбурге свои отделения.

Наплыв переселенцев в Башкирию усилился после отмены крепостного права. Безземельные крестьяне покидали родные земли и устремлялись в малозаселенные районы Башкирии, привлекаемые слухами об обилии свободной дешевой земли.

Против разнузданного ограбления башкирских земель выступила прогрессивная общественность России и демократическая интеллигенция. Немало русских писателей побывали в Башкирии и широко отразили в своих произведениях различные стороны жизни народа, среди них были М. Салтыков-Шедрин, Г. Успенский, Д. Мамин-Сибиряк, Ф. Нефедов, П. Добротворский и другие. Но первым русским писателем, побывавшим в пореформенный период в Башкирии, был Л. Толстой. Доктор А. Берс, будущий тесть писателя, посоветовал переутомленному творческой и журналисткой деятельностью писателю отдохнуть в башкирских степях и полечиться кумысом. Это было в 1862 году.


 

В конце мая этого года Л. Толстой поехал в Самару, оттуда – в башкирские кочевые степи Каралык, находившиеся в 130 верстах от города. За полтора месяца пребывания на кумысе Толстой близко сошелся с башкирами и основательно поправил здоровье. Живя в башкирском кочевье на речке Каралык, Толстой с наслаждением пил кумыс, рано вставал, купался и загорал. Целебный кумыс, ароматный воздух ковыльных степей благотворно повлияли на здоровье писателя. Во время отдыха он обучал мальчиков грамоте, внимательно изучал жизнь башкир, их обычаи, традиции, с удовольствием слушал башкирские народные песни, сказки, легенды. Толстой часто устраивал с башкирами различные игры, в которых участвовал и сам, боролся с башкирами: он был сильный и не находил достойных соперников. На дружеское общение графа башкиры ответили взаимным уважением: все полюбили русского барина. Толстой умел находить общий язык со всеми: и со стариками, и с молодежью.

Вторично на лечение кумысом в башкирские степи Лев Толстой приехал в июне 1871 года. Его здоровье было расстроено усиленными литературными занятиями, и ему снова посоветовали ехать на кумыс. Л. Толстой опять выдержал шестинедельное кумысолечение и в последующие двенадцать лет уже постоянно приезжал к самарским башкирам, жил среди них. Вместе с ним частенько ездила его жена Софья Андреевна с детьми, а также родственники, яснополянские ученики, слуги.

Последняя поездка сюда Л. Толстого относится к 1883 году, а всего он приезжал к башкирам десять раз. И каждый раз кумыс, привольные ковыльные степи, солнце, чистая вода, общение с радушными башкирами благотворно влияли на здоровье великого писателя. А знакомство с легендами и преданиями, искусством певцов и кураистов позволило ему глубже познать духовную культуру башкирского народа, лучше узнать историческое прошлое башкир. Внимательно изучая быт башкир во время поездок по окрестным деревням и кочевкам, он не уставал поражаться их честности и гостеприимству. С некоторыми каралыкскими башкирами Толстой подружился на долгие годы (среди них был Мухамет Рахматуллин, человек культурный и интеллигентный, хорошо владевший русским, башкирским, арабским языками). Любил Толстой и играть с башкирами в шашки.

Толстой находил много поэтичного в кочевой жизни башкир. В своих воспоминаниях и письмах А. Фету он восторженно отзывается о башкирах: «Край здесь прекрасный, по своему возрасту только что выходящий из девственности, по богатству, здоровью и в особенности по простоте и неиспорченности народа». Писатель откровенно восхищался добротой, душевностью, гостеприимством башкир, его подкупали отзывчивость, природный талант и духовное богатство народа. Он писал: «...Читаю Геродота, который в подробностях описывает тех самых галактофагов – скифов, среди которых я живу. От башкир пахнет Геродотом». (Геродот - древний греческий историк который родился в Галикарнасе в Персидской империи)

Находясь в башкирских степях, Л. Толстой съездил в Оренбург, Уральск, Бузулук, планировал побывать и в Уфе. Он писал Софье Андреевне: «Поездка в Уфу нужна мне потому, что это один из самых глухих и благодатнейших краев России. Можешь себе представить, что земля, в которой леса, степи, реки, везде ключи; и земля, нетронутый ковыль с сотворения мира, родящая лучшую пшеницу, и земля только в 100 верстах от пароходного пути продается башкирцами всего по 3 рубля за десятину. Ежели не купить, то мне хотелось бы очень посмотреть эту землю».

Но, к сожалению, эта поездка не состоялась. Землю Толстой купил в Бузулукском уезде Самарской губернии и на ней завел хутор, став настоящим «башкирским помещиком». Впоследствии он ежегодно посещал полюбившиеся степи.

Жизнь среди башкир надолго запомнились и детям Толстого. Дочь писателя Татьяна Львовна, например, пишет: «Папа умел найти общий язык со всяким человеком, с которым встречался, с каждым он легко находил предметы для интересного разговора».

Богатые впечатления о башкирах, накопленные за время пребывания Толстого в кочевьях каралыкских башкир, а также возмутительный факт расхищения башкирских земель помещиками дали писателю тему для рассказов. Он внимательно изучал фольклор, быт, характер и социальное положение башкир, в результате чего в середине восьмидесятых годов появились рассказы «Много ли человеку земли нужно?», «Ильяс».

Писатель много раз воочию видел те башкирские степи, где происходит, например, действие рассказа «Много ли человеку земли нужно?». Толстой прекрасно понимал, как проявляется жадность «хозяйственного мужика» Пахома – главного героя рассказа. Все эпизоды рассказа реалистичны. «...Поднял работник скрепку, выкопал Пахому могилу, ровно настолько он от ног до головы захватил – три аршина, и закопал его» – вот мораль рассказа «Сколько человеку земли нужно?». Центральным в рассказе является своеобразное толкование обычая, описанного Геродотом, и имевшего место среди степных башкир. В нем Толстой видит определенный ответ на вопрос, поставленный в заглавии рассказа.

У скифов и других племен покупка земли обычно происходила следующим образом: покупатель должен был в течение определенного времени обежать или объехать землю, которую он хочет купить. И так как человек обычно не может унять своих желаний, то этот бег кончается смертью. В образах башкир писатель стремился показать невинных детей природы, похожих на древних скифов в рассказах Геродота. Как пишет Толстой, у башкир нет жажды накопительства, нет вражды, все живут дружно и весело.

Толстой-художник страстно протестовал против накопления богатств в руках немногих за счет ограбления многомиллионного земледельческого народа. Именно эта важная проблема является центральной в рассказе-миниатюре «Ильяс». В нем повествуется о жизни башкира, который когда-то был богат, но не имел счастья. Только потеряв богатство, об обрел душевный покой. Главный герой рассказа не только обижается на судьбу, хотя сначала с женой они боялись нищеты, но и, напротив, радуется, что наконец нашел покой. Только освободившись от бремени богатства, старики обрели подлинное счастье, – здесь Толстой проводит тенденцию о возможности мира между эксплуататорами и эксплуатируемыми.

Башкирские мотивы встречаются и в некоторых других произведениях Толстого. Например, основные события в произведении «За что?» развертываются в Оренбуржье. А в основу рассказа «Что я видел во сне?» легли факты из жизни графини Веры Сергеевны Толстой, племянницы писателя, которая вышла замуж за башкира Абдрашита Сафарова. В то время это расценивалось как из ряда вон выходящее событие. Толстого прежде всего занимал не факт супружества двух любящих людей, а возникшие в связи с этим событием психологические проблемы.

Ежегодные поездки в Башкирию, общение с башкирами пробудили у Толстого большой интерес и к недавнему прошлому этого края. Писатель мечтал создать роман, местом действия которого должно было стать Оренбуржье. Работал Толстой и над планом исторического романа о переселенцах в башкирские степи; писал дневники, планы, конспекты произведений, замыслы которых возникли в связи с поездками в Башкирию. Все это показывает, какую большую роль играл в творческой биографии великого писателя наш край – Башкортостан.

Миляуша КУЛЬМУХАМЕТОВА

 

Категория: ВЕХИ СОБЫТИЙ | Добавил: Дервиш (07.12.2020)
Просмотров: 437 | Теги: Л. Толстой, Башкиры
Всего комментариев: 0
avatar